Просят не прокатывать с прокатом

Киносети предложили зафиксировать даты выхода иностранных блокбастеров

Крупнейшие киносети уведомили Минкультуры о системообразующих для них зарубежных фильмах, перенос премьеры которых может негативно отразиться на бизнесе. Выход этих лент, уверяют сети, не должен повлиять на сборы российских картин

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

23 системообразующих фильма

Четыре киносети из первой десятки — объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» (629 кинозалов, по данным «Невафильм Research» на февраль этого года), «Киномакс» (235), «Каро» (233) и «Синема Стар» (127) — направили в Минкультуры письмо, в котором обратили внимание министерства на «системообразующие для бизнеса» иностранные фильмы. Об этом РБК рассказали два источника на кинорынке. Так называемая раздвижка релизов, когда старт проката иностранного кинохита переносится, чтобы освободить место для отечественной картины, в отношении таких фильмов нежелательна, так как может иметь негативные последствия для бизнеса киносетей, уточнил смысл письма один из собеседников. Он добавляет, что это прецедент для отечественного кинопрокатного рынка.

В объединенной киносети «Синема Парк» и «Формула кино», а также «Каро» подтвердили факт отправки такого письма в Минкультуры. Представитель «Киномакса» отказался от комментариев. В «Синема Стар» не ответили на запрос РБК.

Письмо адресовано замминистра культуры Сергею Обрывалину, курирующему департамент кинематографии. К письму (копия есть у РБК) приложен список из 23 зарубежных картин, которые должны выйти в прокат по январь 2019 года включительно. Это, в частности, продолжение мультфильма «Суперсемейка» (релиз в России запланирован 14 июня), шестая часть голливудского боевика «Миссия невыполнима. Последствия» (26 июля), ремейк фантастической ленты 1987 года «Хищник» (13 сентября), а также очередная экранизация «Мэри Поппинс» (3 января).

В письме киносети напрямую не просят министерство не «раздвигать релизы» «системообразующих» фильмов, а лишь указывают на то, что их список составлен с учетом выхода российских картин и не пересекается с ними по целевой аудитории. «А значит, по нашему экспертному мнению, выход данных фильмов не влияет на сборы российских фильмов», — говорится в письме. Его авторы, однако, отмечают, что в случае необходимости готовы обсуждать свою позицию с создателями российских фильмов.

Два блокбастера в месяц

Для того чтобы не терпеть убытки, киносеть должна выпускать в месяц два блокбастера, объясняет важность зарубежных кинохитов топ-менеджер одной из киносетей.​ Маржинальность бизнеса российских киносетей составляет 12–15% в зависимости от разнообразия источников дохода, уточняет источник РБК. По его словам, чем больше диверсифицирован бизнес, когда наряду с кинопоказом сеть зарабатывает на ресторанной деятельности, продаже сопутствующих товаров, размещении рекламы, тем выше маржинальность.

Сами сети свои финансовые показатели не раскрывают. У сети «Формула кино» в 2016 году перед ее продажей Александру Мамуту рентабельность по EBITDA составляла около 20%, рассказывал ранее источник РБК. Это соответствует рентабельности британской сети Cineworld, объединяющей более 1 тыс. залов в Великобритании и Ирландии. Такой уровень рентабельности «Формулы кино» не типичен для всего рынка и мог быть обусловлен предпродажной подготовкой сети, утверждает собеседник РБК на кинорынке.

В России средняя стоимость кинобилета по итогам 2017 года равнялась 251 руб., в Европе, по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, — €7,1, или 462 руб.

«Все в интересах российского кино»

Письмо, как уточнил РБК один из его авторов, стало продолжением февральской встречи замминистра Сергея Обрывалина и представителей киносетей по поводу возможного переноса третьей части популярной американской кинофраншизы «Мстители. Война бесконечности». Киносетям тогда удалось отстоять выход этой ленты 3 мая, как планировал дистрибьютор Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. Взамен они пообещали отказаться от показа «Мстителей», а также других иностранных фильмов 9 мая, писал «Коммерсантъ».

9 мая сеансы в кинотеатрах действительно были распределены только между российскими фильмами, убедился корреспондент РБК. В частности, в прокате шла драма «Собибор», режиссером которой стал актер Константин Хабенский. Предположительно, из-за фильма «Собибор», премьера которого была запланирована также на 3 мая, в том числе планировалось перенести премьеру новых «Мстителей» на 11 мая.

Дебют Хабенского-режиссера оказался не самым успешным среди российских фильмов. За первый уик-энд «Собибор» собрал 107 млн руб., что, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», почти в шесть раз меньше, чем у рекордсмена по этому показателю среди отечественных картин — вышедшего в прокат в январе 2014 года «Вия».

Пример с переносом «Мстителей» не единственный. В январе разгорелся скандал из-за переноса премьеры продолжения британской комедии о медвежонке Паддингтоне. Из-за какого российского фильма даты премьеры «Приключений Паддингтона-2» была изменена, Минкультуры до сих пор не объявило, но в это время в кинотеатрах шла спортивная драма «Движение вверх». На тот момент она уже собрала почти 2 млрд руб., став самым кассовым отечественным фильмом за всю новейшую историю.

В начале мая стало известно, что Минкультуры намерено перенести выход канадско-американского мультфильма «Распрекрасный принц», релиз которого планировался на 24 мая. ​«Распрекрасный принц» был перенесен из-за премьеры российской анимационной ленты «Садко», следует из ответа руководителя департамента кинематографии Минкультуры Ольги Любимовой. «Обратить внимание на ситуацию» с одновременным выходом в прокат мультфильмов «Распрекрасный принц» и «Садко» Минкультуры попросил прокатчик последнего — компания «Наше кино», а также «Каропрокат», который является дистрибьютором отечественного мультфильма «Два хвоста», релиз которого намечен на 31 мая.

Распределение кинорелизов должно регулироваться самими участниками рынка, которые руководствуются спросом со стороны зрителей, уверен председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. По его мнению, госрегулирование в этом вопросе излишне, так как наносит экономический ущерб киносетям и дистрибьюторам.

Министр культуры Владимир Мединский считает «раздвижку релизов» эффективным механизмом и неоднократно заявлял, что будет «делать все в интересах российского кино, но не в интересах Голливуда».​

В пресс-службе Минкультуры подтвердили, что получили письмо киносетей, но оставили его без комментария.

Автор:
Мария Истомина.
Источник

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.