Малый прокат набирает объем

Аналитики прогнозируют рост продаж билетов в поддерживаемых государством кинотеатрах

В 2019 году доля билетов, проданных в кинотеатрах, получающих субсидии от Фонда кино, должна увеличиться в пять раз — с 2 до 10%. Расширение географии проката российских фильмов при этом не ведет к значительному росту их аудитории

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Широкий метр

В 2019 году кинотеатры, которые получают субсидии Фонда кино, должны обеспечить 10,3% продаж всех билетов в стране, прогнозирует в своем исследовании «Невафильм Research». В 2016 году на них пришлось 0,5% продаж, в 2017-м — 1,9%.

Речь идет о кинотеатрах, получивших госфинансирование по программе Фонда кино, начатой в конце 2015 года, правила финансирования которой были определены постановлением правительства «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии». На первом этапе финансирование получали кинотеатры в городах, где проживают менее 100 тыс. человек, в 2016 году ее действие расширилось на города с населением до 500 тыс. К 1 января 2018 года на долю кинотеатров, субсидируемых фондом, пришлось 8,8% от всех существующих в России. Всего на начало года в стране насчитывалось 4,9 тыс. кинозалов, по данным исследования Фонда кино «Российская киноиндустрия-2017».

Участники программы могут претендовать на получение безвозвратной субсидии на сумму до 5 млн руб. Эти деньги они имеют право потратить на переоснащение кинозалов, в частности покупку и установку оборудования (экраны, проекторы и т.д.), но не на строительство и ремонт. В обмен на господдержку такой кинотеатр должен отдать не менее половины своих сеансов под российские фильмы. По словам исполнительного директора фонда Антона Малышева, квоту на российские ленты субсидируемые кинотеатры соблюдают: по итогам 2017 года этот показатель составил 57%. Для сравнения: по данным фонда, в прошлом году на российские фильмы по всей стране пришлось только 25,5% от всех проданных билетов.

«Несмотря на то что Фонд кино значительно расширил рынок кинопоказа, доля посещений, приходящихся на субсидированные залы, пока очень мала, — отмечают аналитики «Невафильм Research». — Объяснить такой незначительный вклад можно ограниченностью репертуара новых кинотеатров и отсутствием у жителей малых городов привычки ходить в кино, а также тем фактом, что многие площадки открывались ближе к декабрю и поэтому в полную меру в течение всего года не работали». Таким образом, кинотеатры фонда кино внесли лишь незначительный вклад в рост проката российских фильмов, считают в «Невафильм Research».

Социальный проект

За время действия программы Фонд кино поддержал 811 кинотеатров в 79 регионах, больше половины из них уже открылись. ​Общий объем госфинансирования превысил 4 млрд руб. Больше всего, 29 переоборудованных кинозалов, открыто в Омской области, среди лидеров также Татарстан (открыто 17 залов), Башкирия (16), Краснодарский край (14) и Крым (13).

Фонд кино значительно повлиял на рост числа городов, охваченных кинопоказом, отметили аналитики «Невафильм Research». На конец ​2017 года возможность смотреть фильмы в кинотеатрах получили жители ​около 350 поселений.

Рост продаж билетов субсидированными Фондом кино кинозалами, как считают аналитики «Невафильм Research», будет достигаться за счет увеличения их количества.

В целесообразности увеличения количества субсидируемых кинотеатров выразил сомнение председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. «Математическая задача обеспечить каждый населенный пункт кинотеатром утопична, — сказал он. — С тем, чтобы обеспечить гражданам доступ к российским фильмам, сегодня успешно справляются телеканалы».

Антон Малышев, в свою очередь, отметил, что программа кинофикации малых и средних российских городов является социальным проектом. При большей платежеспособности населения в этих городах ими бы уже давно заинтересовались крупные сети.​

Для кинопрокатчиков работа с кинотеатрами в малых городах сейчас — это скорее социальная ответственность, подтвердили опрошенные РБК представители компаний-кинодистрибьюторов. В большинстве случаев прокатчики работают с такими кинотеатрами в ноль. Бизнесом кинопрокат в малых и средних городах может стать в перспективе, когда возрастет общее количество субсидируемых кинозалов и, как следствие, повысится спрос на эту услугу, утверждает собеседник РБК.

Автор:
Мария Истомина.
Источник

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.