10 картин, ставших жертвами вандалов

25 мая этого года поступило сообщение о повреждении находящейся в Государственной Третьяковской галерее картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».

Полицейские задержали злоумышленника, который металлическим столбиком ограждения разбил стекло картины и повредил полотно: в трех местах в центральной части работы, на изображении фигуры царевича был прорван холст, а от падения защитного стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Возбуждено уголовное дело.

Ущерб, нанесенный Третьяковской галерее мужчиной, который повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван», составляет более 500 тыс. руб.

«Из представленных в суд материалов следует, что ущерб, нанесенный Третьяковской галерее, составляет более 500 тыс. рублей», — сказал судья на заседании по рассмотрению ходатайства дознания об аресте подозреваемого.

Это уже не первый случай повреждения картины.

29 января 1913 г. в Третьяковской галерее молодой иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком «Довольно крови!» изрезал ножом знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года». Три пореза прошли по лицу царевича, однако не затронув глаз. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена.
2. «Мадонна с младенцем со Святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи

В июле 1987 г. Роберт Кембридж тайно пронес в Национальную галерею в Лондоне ружье и выстрелил в картину, которая находилась за защитным стеклом.

Стекло разбилось, и его осколки нанесли множественные повреждения полотну.

Кембридж заявил, что таким образом он протестует против политических, социальных и экономических условий в Великобритании.

После этого его поместили в психиатрическую лечебницу.

На восстановление картины ушло более года.
3. «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

10 марта 1914 г. суфражистка Мэри Ричардсон атаковала картину в Национальной галерее Лондона с мясным ножом в руках.

Ричардсон объяснила нападение на картину протестом против ареста суфражистки Эммелин Панкурст.

Она ударила полотно ножом семь раз, тем не менее картину удалось восстановить.

В 1952 г. Ричардсон заявила, что ей не нравится, как мужчины «пялятся на картину целыми днями».
4. «Даная» Рембрандта

В субботу 15 июня 1985 г. в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришел житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная.

После этого он подошел к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул ее содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым.

Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание.

По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 г. Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провел 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза.
5. «Герника» Пабло Пикассо

28 февраля 1974 г. Тони Шафрази совершил акт вандализма, разбрызгав красную краску на полотно картины.

Таким образом он хотел выразить протест против освобождения Уильяма Келли, которого обвинили в убийстве 109 вьетнамцев из числа гражданского населения.

На картине он написал KILL LIES ALL. Тем не менее краску было достаточно легко убрать с картины, и полотно было быстро восстановлено.
6. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Эта картина за историю своего существования подвергалась актам вандализма не раз.

В 1956 г. нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил ее кислотой.

30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в нее камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило ее от дальнейших серьезных атак.

В апреле 1974 г. на выставке в Токио женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов (которых не пускали на выставку, чтобы увеличить пропускную способность зала), попыталась распылить из баллончика красную краску.

2 апреля 2009 г. россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
7. «Ночной дозор» Рембрандта

Эта картина Рембрандта обзавелась поклонниками не только в кругу ценителей искусства, но и среди вандалов: картину портили трижды.

Первый инцидент произошел в 1911 г. Мужчина попытался накинуться на полотно с ножом, однако нож не прошел через толстый слой краски.

Следующий акт вандализма случился с картиной в 1975 г. Учитель по имени Вильям де Рийк осуществил задумку своего «предшественника» и все-таки ударил картину ножом.

По словам учителя, его на этот поступок побудил слышимый им голос Господа.

А в 1990 г. «Ночной дозор» постигла участь уже упомянутой «Данаи»: картину облили серной кислотой.
8. «Колыбельная» Винсента ван Гога

6 апреля 1978 г. 31-летний голландский художник нанес три пореза в центре картины, каждый из которых составил приблизительно 30-40 см в длину.

Картина в то время находилась в музее Stedelijik Museum в Амстердаме.

Таким образом художник попытался выразить протест против того, что власти Амстердама не платят ему пособие.
9. «Кто боится красного, желтого и синего III» Барнетта Ньюмана

Прочитав монограмму о современном искусстве, написанную в критическом ключе, Герар Ян ван Бладерен в 1986 г. порезал ножом картину «Кто боится красного, желтого и голубого III» американского абстракциониста Барнетта Ньюмана.

Инцидент произошел в голландском Стеделек-музее — ван Бладерен заявлял потом, что ему просто понравился террористический посыл статьи о вреде абстракционизма.

Картину отправили на реставрацию, однако принято считать, что там ее испортили во второй раз.

Реставрация стоила $400 тыс., но арт-критики заявили, что она сделана просто безобразно, а реставратор Дэниел Голдрейер «попросту воспользовался валиком и краской для стен».
10. «Стоящая Зора» Анри Матисса

В Риме в 1998 г. в Капитолийском музее на выставке Анри Матисса приключилось сразу несколько актов порчи картин.

Самая заметная из них — дырка на полотне «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа.

Под правой ногой изображенной Матиссом девушки остался след, как если бы кто-то из посетителей проткнул картину карандашом.

Вандалы и их мотивы остаются неизвестными по сей день.
Источник

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.