Клиенты РЖД не поддержали законопроект ФАС об основах госрегулирования тарифов

Участники рынка усмотрели невнимание к специфике отрасли и возможность распространить госрегулирование на любое юрлицо, пишет «Ъ»

Фото: ТАСС, Петр Ковалев

Москва. 3 мая. INTERFAX.RU — Совет потребителей ОАО «Российские железные дороги» не поддержал законопроект Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ «Об основах госрегулирования цен (тарифов)». Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания этого консультативного органа, функционирующего при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.

Документ до 24 апреля проходил процедуру общественного обсуждения. Фактически он создает единую систему тарифного регулирования для различных отраслей — суммируются подходы и допустимые тарифные методы, включаемые расходы и доходы, полномочия органов власти и процедуры установления ставок, регламентируется раскрытие информации и т.д., отмечает газета.

Однако совет счел, что проект требует юридической экспертизы на предмет противоречий с другими актами, а модель «позволяет распространить регулирование на неограниченно широкий список компаний как в сферах, для которых установлено госрегулирование цен, так и вне их».

Критике подверглась статья, гласящая, что основанием для отнесения к регулируемым субъектам является владение (в собственности или через концессию) имуществом в размере не менее 80% от первоначальной балансовой стоимости активов, но возможны и иные критерии. По мнению совета, эта норма бессодержательна и допускает широкое толкование. Она может быть коррупциогенным фактором, особенно на фоне нормы, позволяющей вводить госрегулирование в отношении любого субъекта, который хотя бы раз злоупотребил доминирующим положением на рынке, пишет издание.

Клиенты РЖД отмечают, что нормы не полностью учли специфику железных дорог. Так, по проекту RAB-регулирование (тариф на основе доходности инвестированного капитала) ФАС может ввести только при наличии у компании утвержденной схемы тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, что для «Российских железных дорог» не слишком актуально. Также, как отмечает «Коммерсантъ», проект не предусматривает введенной уже для монополии долгосрочной индексации по принципу «инфляция минус».

В антимонопольной службе комментариев газете не дали. Представитель РЖД сообщил изданию, что компания передала позицию с замечаниями и предложениями в министерство транспорта РФ и ФАС. Монополия направляла в марте-апреле серию писем и сохраняла единую позицию до конца общественного обсуждения, следует из письма замглавы перевозчика Анатолия Мещерякова в Минтранс от 17 апреля, на которое ссылается газета.

В частности, речь шла о том, что проект исключает понятия «естественная монополия» и ее «сферы деятельности» с переходом к понятиям «регулируемый субъект» и «регулируемая деятельность», а это приведет к автоматическому переходу услуг из конкурентного в монопольный сегмент, где применяется ценовое регулирование. «Данный подход в корне противоречит статье 34 Конституции», — считают в РЖД. В письме отмечено, что регулятор провел «техническую работу» по переносу норм из основ ценообразования в проект федерального закона в отношении всех сфер регулирования, кроме железнодорожного транспорта.

Хотя проект разработан в рамках государственной политики по развитию конкуренции, он направлен на ограничение рыночной системы, считает источник газеты в транспортной отрасли. По его мнению, под тариф могут попасть услуги, которые оказываются на конкурентной основе, например предоставление грузовых вагонов, погрузочно-разгрузочные работы, перевозка пассажиров в вагонах «купе» и «СВ». При этом собеседник издания не видит ответственности регулятора за тарифные решения и их последствия. Другой источник «Коммерсанта» полагает, что проект «похож на возврат к плановой экономике» и, если ФАС поддержат другие органы власти, это будет тревожным сигналом.

В сфере энергетики проект тоже критикуют, добавляет газета. «Вместо повышения прозрачности и эффективности регулирования получился сборник существующих норм», — заявил ей директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев. Он не видит в документе «приоритета рыночного ценообразования» и путей сокращения перекрестного субсидирования. Киселев заметил, что предусмотренное внедрение тарифных соглашений без инструментов контроля и балансирования интересов создаст риски необоснованного роста тарифов.

В «Совете производителей энергии» (СПЭ) считают, что проект «нуждается в существенной переработке», нужен «пакет» единого тарифного закона и всех планируемых изменений в отраслевые законы и другие акты. Генерирующие компании также особо беспокоит сокращение учитываемого в тарифах резерва по сомнительным долгам населения и ЖКХ с 2% до 1,5%. По состоянию на 1 января 2018 г. их долги за тепло составили 139 млрд руб. (21% от всех платежей в 2017 г.), сказали изданию в СПЭ.

Читайте нас в Яндекс.Новостях
Источник

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − одиннадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.